Главная страницаБлог✎ про кино

«Начало»: можно ли назвать сон, в котором прожил жизнь, реальностью?

Кристофер Нолан, Начало, фильм, 2010
К слову...
Изначально, рецензия была написана для рубрики «Фильм, который стоит посмотреть» журнала фантастики ФанCity (№8. 2015). Но так как журнал закрылся, да и весь тираж был реализован (не найти даже если сильно захотеть), я решил перенести отзыв на сайт

О чем вообще рассказывает фильм, который снял Кристофер Нолан «Начало» 2010 года: Кобб — талантливый вор, лучший из лучших в опасном искусстве извлечения. Он крадет ценные секреты из глубин подсознания во время сна, когда человеческий разум наиболее уязвим. Редкие способности Кобба сделали его ценным игроком в привычном к предательству мире промышленного шпионажа. Но они же превратили его в беглеца и лишили всего, что он когда-либо любил.

И вот у Кобба появляется шанс исправить ошибки. Его последнее дело может вернуть все назад, но для этого ему нужно совершить невозможное. Вместо идеальной кражи Кобб и его команда спецов должны будут провернуть обратное. Теперь их задача не украсть идею, а внедрить ее. Если у них получится, это и станет идеальным преступлением.

Но никакое планирование или мастерство не могут подготовить команду к встрече с опасным противником, который, кажется, предугадывает каждый их ход. Врагом, увидеть которого мог бы лишь Кобб.

Режиссер: Кристофер Нолан
Сценарий: Кристофер Нолан
Жанр: фантастика, боевик, триллер, драма, детектив
Бюджет: $160 000 000
В главных ролях: Леонардо ДиКаприо, Джозеф Гордон-Левитт, Эллен Пейдж, Том Харди, Кен Ватанабе, Киллиан Мёрфи, Марион Котийяр

Неприметный микроавтобус падает с моста в воду. Кроме водителя, все люди, которые находятся внутри, спят. На самом деле, водитель тоже в какой-то мере спит. Не прямо здесь и сейчас, за рулем, а где-то… за гранью. Но для этого человека сон вовсе не отдых или способ ненадолго уйти от проблем. Это нечто большее – возможность раздвинуть рамки привычного мира. Ну, и немного заработать на этом.

Кристофер Нолан всегда уделял особое внимание внутреннему миру человека. Это заметно по самым первым работам в жанре короткометражного кино («Жук-скакун», 1997), дебютным полнометражным проектам («Помни», 2000) и даже высокобюджетной франшизе («Темный рыцарь», 2005, 2008, 2012). Но «Начало» превосходит любые ожидания. В этом фильме Кристофер будто демонстрирует собственное подсознание – разбитое, искореженное, со всеми страхами и тараканами. Однако, вместе с тем, удивительное и узнаваемое.

Кристофер Нолан в фильме Начало 2010 года, показывает мир, очень похожий на наш. Однако что это на самом деле – недалекое будущее или какая-то альтернативная реальность – сказать сложно. Так или иначе, здесь появились приборы, с помощью которых можно вполне осознанно путешествовать по чужим снам. Главный герой по имени Кобб в исполнении Леонардо ДиКаприо, вместе с группой единомышленников занимается промышленным шпионажем. В состоянии сна крадет идеи и секреты влиятельных людей. Однако, в действительности это не так просто, как кажется. Любому действию находится противодействие и вот уже в получасовой послеобеденной дреме сознание бизнесменов охраняет больше секьюрити, чем их самих в реальной жизни.

Постепенно тараканы Кобба выбираются на поверхность подсознания, и гениальному преступнику становится все труднее контролировать происходящее. Он бы рад закончить все раз и навсегда, но мешает международный розыск. Кобба обвиняют в убийстве собственной жены, из-за чего он уже долгое время не может вернуться на родину и увидеться с детьми. Неожиданно, решение проблемы приходит от человека по имени Сайто (Кен Ватанабе). Тот предлагает знаменитому вору последнее и самое громкое дело, ради которого придется рискнуть всем. Для чего? Чтобы вложить в голову наследника одной из самых влиятельных энергетических компаний идею, которая заставит его в реальности разрушить эту империю на радость конкурентам…

Кристофер Нолан, Начало, фильм, 2010

Несмотря на явную шаблонность завязки, от схожих картин фильм отличается любовью к деталям и кропотливой проработкой вселенной. Каждая мелочь, которой уделяется внимание, будет задействована в дальнейшем. Чего стоит одна только идея с тотемами. А цифры 0, 2, 3, 5 которые попадаются на протяжении всего фильма в разных комбинациях? «Говорящие» имена главных героев,  отсылки к древнегреческой мифологии (Ариадна с клубком ниток, который вывел Тесея из лабиринта) и Ветхому завету (Юсуф-Иосиф, который обладал даром интерпретации снов).

Идея коллективного сна одновременно проста и многогранна. Не зря же «Начало» называют второй «Матрицей». Кристофер Нолан не поднимает глубоких вопросов, но вместе с тем, формирует один-единственный. Вкладывает его в голову подобно внедренной Коббом идее. Что есть сон и что реальный мир? Недаром, один из героев произносит фразу: «Мы никогда особо не помним начало сна. Мы всегда оказываемся внутри того, что происходит». В подтверждение этих слов, даже сам фильм начинается с какого-то непонятного обрывка. Кристофер словно спрашивает зрителей – а помнят ли они сами с чего все началось? Как отличить вымышленный мир от царства морфея? Каждый день мы ложимся спать, но что если на самом деле мы не засыпаем, а просыпаемся? Или переходим на более глубокий уровень. Как лимб, в котором можно прожить целую жизнь. У героев на этот случай есть тотемы. А что есть у зрителей?

Кристофер Нолан, Начало, фильм, 2010

Фильм, который снял Кристофер Нолан «Начало» – это своеобразный кубик Рубика от мира кино. У него несколько сторон — триллер, драма, боевик, фантастика. У него несколько решений, например, что есть сон лично для Кобба. Есть даже своя философия — можно ли считать сном то состояние, в котором ты прожил всю жизнь. Но разгадка этой головоломки для каждого человека будет своя…

Поэтому… Приятных сновидений, уважаемые читатели. Или, все-таки, с добрым утром?

0
Понравилась публикация? Поделись с друзьями:

Добавить комментарий

Зарегистрироваться или войти с помощью: